Think Tank: содействие в стратегическом и тактическом планировании развития Алматы

Цель. Улучшение качества планирования развития Алматы, направленного на обеспечение его устойчивого развития и превращение в один из лучших по уровню жизни городов мира.

В качестве Think Tank ЦРА оказывает содействие акимату в стратегическом (разработка программных документов) и тактическом (разработка планов мероприятий и дорожных карт) планировании развития Алматы. 

Качество решения управленческих задач определяет достижение конечного результата в области социального развития, благоустройства города, благоприятной экологической обстановки и т.д. Управление (governance) также является ключевым компонентом в достижении ЦУР ООН. 

Современное управление городом сталкивается с факторами ускорения и усложнения процессов во внешней и внутренней среде, роста распространения информационных технологий и цифровизации, трансформации общественных ожиданий и требований к городской среде и управлению городом. От местного государственного управления требуется адаптивность, гибкость, устойчивость, готовность к изменениям и внедрению новых инструментов в традиционную практику работы, что включает в себя более широкое применение аналитического инструментария, включая аналитику больших данных и адаптацию лучших мировых практик.

Задача 1. Обеспечение деятельности акимата г. Алматы качественной аналитикой и содействие повышению результативности действий по развитию города

ЦРА стремится обеспечить качественное устойчивое социально-экономическое развитие города путем информационно-аналитического сопровождения деятельности акимата г. Алматы.

ЦРА, выступая как современный think tank, в рамках данной деятельности будет осуществлять работу в следующих направлениях:
1)    Разработка и мониторинг программных документов города
2)    Аналитическая поддержка деятельности акимата г. Алматы
3)    Развитие международного сотрудничества
 

Разработка и мониторинг программных документов города.

ЦРА выступает основным разработчиком, исполнителем и/или соисполнителем программных документов города. 

ЦРА начата работа по разработке системы индикаторов для внедрения в работу управлений акимата г. Алматы и обеспечения прогресса в достижении ЦУР ООН и вхождению города в топ-70 индекса The Global Livеability Index от EIU к 2030 году. ЦРА будет отслеживать прогресс, изучать релевантный опыт других городов мира, вносить рекомендации по улучшению показателей и др. Указанный индекс является интегральным и отражает степень развитости городов и благоприятности для жизни по ряду параметров.

Со времени первого включения Алматы в рейтинг в 2015 г., позиция города не претерпела существенных изменений, кроме снижения по причине кризиса, вызванного пандемией Covid-19 (в 2022 г. в рейтинг добавилось 32 новых города, что соответственно сместило позицию Алматы).

 

 

*с 2022 г. количество оцениваемых EIU городов увеличилось с 140 городов до 172

Аналитическая поддержка деятельности акимата города. ЦРА продолжит выполнять исследовательские, аналитические, методологические, консультационные функции с сохранением следующих имеющихся направлений деятельности:
•    Сбор, обработка, визуализация и аналитика больших данных;
•    Сопровождение, реализация и мониторинг проектов;
•    Экспертиза проектов;
•    Взаимодействие с населением, общественные коммуникации.

Исследования проводятся в соответствии со стратегическими задачами развития города, установленными в программных документах, оперативными задачами, которые ставятся городской администрацией, а также текущей социально-экономической ситуацией в городе.

Исследования включают в себя анализ местной ситуации, при необходимости – проведение консультаций со стейкхолдерами, экспертные и глубинные интервью, изучение релевантного международного опыта для выявления потенциально эффективных практик и решений, которые могут быть адаптированы под условия г. Алматы.

ЦРА как организация, специализирующая на изучении и внедрении лучших практик городского развития, содействует популяризации, пониманию и последовательному внедрению в систему местного государственного управления инновационных подходов.

Содействие указанной модернизации реализуется путем косвенного и прямого воздействия. Косвенное воздействие осуществляется через использование в работе ЦРА и далее в работе акимата г. Алматы и его управлений современного аналитического инструментария, включающего аналитику больших данных на базе Ситуационного центра ЦРА, современные подходы и методы проектного управления, новые практики работы с населением и др.

Прямое воздействие реализуется путем проведения исследований и внесения рекомендаций по внедрению современных подходов и методов управления городом, а также путем проведения обучающих программ, семинаров, практикумов с использованием различных форматов, таких как симуляционные игры.

Развитие международного сотрудничества. Алматы в рамках реализации Программы развития города нацелен на вхождение в список глобальных городов посредством экономического, инфраструктурного, культурно-образовательного и социального преображения. ЦРА связывает достижение этого результата с развитием международного сотрудничества и встраиванием развития Алматы в общемировую повестку устойчивого развития. В данном направлении ЦРА будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:
•    изучение и внесение рекомендаций по адаптации лучших мировых практик, подходов, стандартов и пр.;
•     развитие партнерских отношений с мировыми центрами урбанистического развития; вхождение в топовые международные сообщества по развитию городов, такие как С40, Resilient Cities Network и др.;
•    сотрудничество с международными рейтинговыми агентствами по оценке уровня развития городов.

Задача 2: Повышение эффективности управленческих решений на основе дата аналитики 

Для преодоления ограничений традиционных подходов в принятии решений государственные органы, вслед за бизнес-сообществом, переходят к концепции data-driven decision-making – принятию решений на основе анализа цифровых данных.  

Вместе с тем, Общество понимает, что big data – не самоцель и данные сами по себе не гарантируют позитивного влияния на развитие города или принятие качественных управленческих решений. 

Общество внедряет дата-аналитику с 2023 г. и планирует достичь следующих показателей:

 

Ситцентр был создан в ЦРА в рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан», а также единой концепции Smart City.

Цель разработки Ситцентра – создание единого информационно-аналитического пространства для мониторинга, анализа, планирования социально-экономических процессов города на основе достоверных и актуальных данных, с последующей визуализацией результатов и формированием отчетности в интересах руководства города.

Достижение указанной цели включает в себя разработку методологии и описание требований по сбору и систематизации данных Ситцентра включает в себя определение типов данных, а также методов сбора данных на основании исследований и определения проблем города, которые можно решить с использованием данных. Также определяются ключевые источники данных. 

Далее данные будут использоваться для получения ответов по актуальным исследовательским запросам или проблемам города с использованием статистических методов, методов качественного анализа или их сочетания, на основании которых будут вноситься рекомендации для разработки новых политик, процедур, стратегий и т.д.

В перспективе ЦРА будет играть ключевую роль в аналитике данных города как реализатор проекта «Ситуационный центр», в рамках которого и будет осуществляться вся деятельность, связанная с большими данными города.

В Ситцентре аккумулируются, в том числе автоматизированным способом, данные от государственных организаций, департаментов, частных структур и внешних источников по всем направлениям жизнедеятельности города: инфраструктура, строительство новых объектов, ремонты, дороги, коммуникации, социальные объекты, здравоохранение, образование, культура, зоны отдыха и др. 

Массив данных будет использоваться для:
•    выявления закономерностей и корреляций в данных для обоснования принятия управленческих решений;
•    визуализации достижений и проблем города для жителей, гостей города и бизнеса с возможностью получения описательной и прогнозной аналитики;
•    ежедневного мониторинга показателей города, включая показатели транспортной системы (заторы, ремонты, перекрытые дороги), ЖКХ (аварии, отключения) и др.
•    вовлечения горожан в вопросы развития города, путем предоставления возможностей ставить оценки, лайки и дизлайки, оставлять отзывы, идеи, пожелания в качестве обратной связи по объектам строительства, коммунальным объектам и др.
•    содействия развитию бизнесу за счет предоставления геоаналитики о возможностях создания и развития бизнеса (зонам покрытия, выявлению географических ниш по категориям бизнеса и т.д.).
•    использования готового конструктора построения дашбордов как аналитиками и ИТ-специалистами, так и пользователями из акимата г. Алматы без технического образования.
•    функционирования платформы, которая позволит на основе анализа больших данных выявлять проблемные вопросы сообществ/кластеров и далее осуществлять поиск точечных решений по ним, вести совместную работу, объединяющую мнения, данные и решения жителей города, бизнеса и администрации.

ЦРА планирует далее развивать дата-аналитику на уровне города с выполнением задач математического моделирования и прогнозирования.

Дата-аналитика использует различные методы и инструменты для анализа данных, такие как статистический анализ, машинное обучение и дата-майнинг и др. Для выполнения статистического и факторного анализа будут выполнены следующие задачи:
•    Применение статистических методов и приемов для анализа данных и выявления ключевых факторов, влияющих на развитие отраслей города.
•    Использование факторного анализа для понимания лежащих в основе взаимосвязей между переменными и уменьшения размерности данных.
•    Оценка значимости факторов и их вклада в развитие города

Оба метода будут использоваться для анализа различных типов данных, таких как социально-экономические данные, медицинские данные, данные маркетинговых исследований и т.д. Это позволит выявить закономерности и взаимосвязи между переменными, а также определить факторы, которые могут влиять на исследуемые явления и таким образом способствовать принятию более качественных и сбалансированных решений.

Также повышению качества и эффективности управленческих решений будет способствовать Моделирование динамических систем, которое будет использоваться для анализа поведения той или иной системы в различных условиях, оптимизации процессов, предсказания будущих изменений. Примеры применения моделирования динамических систем включают моделирование климата, моделирование экономических процессов, моделирование транспортных потоков и многое другое. Например, если дорога ремонтировалась в 2020 г., то модель сможет определить, что в следующий раз ее необходимо будет отремонтировать в 2025 г. 

Результатом дата-аналитики, математического моделирования и прогнозирования будут выступать продукты на основе данных – отчеты по запросам, ссылки, консультации и рекомендации. Продукты могут быть использованы жителями и предприятиями для принятия решений, основанных на анализе данных, а также исследователями и экспертами, СМИ для понимания ситуации на основе фактологических данных. Это способствует развитию культуры data-driven decisions и в целом результативности тех, кто использует его возможности.

Ситцентром будет создано озеро данных (data lake), в рамках которого будут проведены работы по расширению пула информационного взаимодействия со сторонними информационными системами посредством прямой интеграции и парсинга  данных из открытых источников. Таким образом озеро данных будет представлять собой огромный массив разнообразных данных, которые при их комбинации, сопоставлении и сравнительном анализе позволят получать обогащенные новые знания и аналитические продукты. Так, станет возможным: значительно повысить качество расчетов по социально-экономическому развитию города; видеть покрытие города различными объектами (например, видеокамерами), определять «белые пятна» и обеспечить более эффективное размещение этих объектов; сопоставлять потребности работодателей в различных сферах и помогать жителям принимать более взвешенные решения при поиске работы и др.

В дальнейшем, для монетизации услуг Ситцентра будут выполняться следующие задачи:
•    Предоставление бизнес-кейсов, платформы и аналитических услуг на платной основе.
•    Премиальный доступ к расширенной аналитике и информации для предприятий и жителей.
•    Создание экосистем и партнерств по обмену данными по принципу коллаборации с другими организациями.

Задача 3:  Развитие цифровых сервисов для акимата и жителей города

Ситцентр представляет собой программно-аппаратный комплекс со специализированным информационно-аналитическим инструментарием (средства хранения, сбора, обработки, визуализации информации, методы моделирования и прогнозирования).  

В Программе развития Алматы в разделе «Смарт Сити» одной из целей определено создание «цифрового двойника» города – системы, позволяющей отразить все процессы жизнедеятельности мегаполиса в виртуальном виде. Для достижения этой цели будет создана интерактивная карта города с использованием данных Ситцентра и других информационных систем. Сервис позволит визуализировать такие данные, как: информационные системы, городские объекты, сети коммуникаций и др.

Интерактивная карта города будет состоять из нескольких слоев, включая модули:
1)    Мониторинг районов – визуализация строительно-ремонтных работ, работ по благоустройству и др. в разрезе районов г. Алматы. 
2)    Индикаторы районов – визуализация индикаторов районов в виде дашбордов (таблиц, инфографики, пр.) по различным категориям (население, бюджет района, МСБ, коммунальное хозяйство и благоустройство, коммуникации, преступность, налоги, МИО и др.).

Дальнейшее развитие СЦ будет связано со следующими задачами:
1)    Интеграции и визуализация городских информационных систем.
2)    Цифровые сервисы для жителей города.

Интеграции и визуализация городских информационных систем. Для расширения объема анализируемых данных и выработки рекомендаций по совершенствованию деятельности города будет реализована интеграция Ситцентра  с «Open Almaty», а также со следующими городскими информационными системами: «Сергек», «Единая дежурная диспетчерская служба 112», «Единая система видеомониторинга», «Единое хранилище данных», «Geo Analytics» и др.

Интеграция с ИС «Geo Analytics» позволит показать виртуальный экономический портрет города с отображением ряда данных, относящихся к экономике Алматы. 

Интеграция ИС «ЕДДС 112», ИС «ЕКЦ 109», «Open Almaty» и др. позволит вести мониторинг звонковой активности жителей города, а также собирать и анализировать следующие данные: по количеству обращений в разрезе районов и городских служб; по наиболее массовым темам обращений в разрезе районов и служб; зонам повышенного количества обращений; статусу и качеству обработки обращения и пр.

Видеохостинг городских проектов позволит горожанам видеть, как реализуются ключевые городские проекты в части инфосистем и их интеграции.

Цифровые сервисы для жителей города – это следующие три больших сервиса для жителей г. Алматы:
1)    Сервис обратной связи в мониторинге районов. Сервис позволит горожанам давать оценку и получать обратную связь по городским строительным и ремонтным работам, благоустройству городской среды и др. 
2)    Сервис предложения инициатив. Будет обеспечен функционал для жителей города по предложению городских инициатив: проведению ремонтных работ, благоустройству, строительству и др. работам. 
3)    Сервис для благотворительности. Горожанам, бизнесу и др. будет предоставлена актуальная информация о проверенных благотворительных инициативах с предоставлением справочной информации, контактных данных и возможности обратиться с заявлением о необходимости материальной помощи/услуги. 

Обеспечение хранения данных. Сохранность данных обеспечивается через управление собственным Центром обработки данных (далее – ЦОД). Инфраструктура ЦОД обеспечивает техническую и физическую отказоустойчивость оборудования проектов 24/7 с максимальным временем прерывания деятельности не более 24 часов в год, включая: 
1)        отказоустойчивость работы инженерной инфраструктуры серверного пространства;
2)        безопасность и сохранность данных;
3)        корректное распределение серверного пространства;
4)        централизацию управления IT-ресурсов в серверном пространстве;
5)        эффективность использования бизнес-приложений.

ЦОД обеспечивает работоспособность как проектов Общества, так и ряда ключевых городских информационных систем, принадлежащих акимату г. Алматы и его подведомственным учреждениям. 
 

 

[1] Парсинг – автоматизированный сбор и структурирование информации с сайтов при помощи программы или сервиса.

Рейтинг Economist

Рейтинг Economist – отображает рейтинг мегаполисов мира по качеству и уровню развития основных сфер жизнедеятельности, определяет международное рейтинговое агентство «Economist Intelligence Unit» в составе  Economist Group (Великобритания), специализируется на услугах консалтинга, прогнозирования, управления рисками.

Положение Алматы в рейтинге

 

*с 2022 г. количество оцениваемых EIU городов увеличилось с 140 городов до 172

 

Развитие Алматы и повышение рейтинга

Здесь текст – к каким показателям рейтинга планируется поднять Алматы.
Далее текст, как планируется достичь повышения, за счет каких проектов, программ:
Перечислить городские проекты по выбранному направлению

Алматы в индексе The Global Liveability Index

Общая оценка рейтинга формируется из оценки показателей по 5 категориям:

 

Инфраструктура

Образование

Культура и окружающая среда

Здравоохранение

Алматы в категории «Стабильность»
 

* каждый показатель оценивается по шкале от минимального до максимального (от 0 до 4 баллов соответственно), где 0 – невыносимый, 1 – нежелательный, 2 – неудобный, 3 – терпимый, 4 – приемлемый

Алматы как крупнейший мегаполис страны привлекателен для представителей криминала.

В 2023 г. в городе совершено более 27 тыс. уголовных правонарушений, из которых набольшее количество приходится на кражи – 39%.После краж, больше всего совершено преступлений связанных с мошенническими действиями – 33%.

По остальным совершенным преступлениям таким как убийства, изнасилования, разбой, хулиганство, грабежи и др., доля составляет 1%-3%.

Больше всего преступлений совершено на территории Алмалинского района – 22%. Далее идут Алатауский (17%), Ауэзовский (15%), Бостандыкский (13%).

Меньше всего преступлений совершено в Наурызбайском районе – 6%.

Необходимо отметить, что Алмалинский район является лидером по совершенным преступлениям по видам. В среднем 20-39% преступлений по видам совершаются именно в Алмалинской районе.

Безопасность в городе обеспечивается более 2 тыс. штатными единицами местной полицейской службы Департамента полиции г. Алматы, которыми для снижения уровня преступности проводятся профилактические работы такие пешее патрулирование и автомобильные наряды. Для оперативной фиксации правонарушений, быстрого выявления подозреваемых и сбора доказательств, в Алматы работают почти 150 тыс. видеокамер, из которых 22,4% камер подключены к Центру оперативного управления Департамента полиции г. Алматы. С целью внедрения клиенто-ориентированного подхода в работе полиции, прозрачности и подотчетности деятельности органов правопорядка, шаговой доступности полицейских служб проведена работа по открытию 8-ми сервисных пунктов полиции.

Из показателей, формирующих данную категорию, хуже всех оценивается показатель по мелким правонарушениям, совершаемым в основном в общественных местах и в темное время суток и преступления связанные с мошенническими действиями. Ситуация с показателями, относящимися к насильственным преступлениям, угрозам гражданских беспорядков и терроризма, оценивается как терпимая, но все же требующая внимания. Лучше всего оценивается показатель угрозы военного конфликта – как приемлемый, ввиду отсутствия вооруженных восстаний, государственных конфликтов, пограничных споров и дипломатических вопросов, которые могут привести к конфликту.

В этой связи, для улучшения показателей в категории «стабильности» предлагаются следующие рекомендации:

Городское освещение. Для снижения правонарушений совершаемых в общественных местах таких как парки, улицы, скверы и другие места, рекомендуется повысить уровень освещения. Для этого рекомендуется реализовать следующие мероприятия:

  • определить места с низким качеством освещения или его отсутствием;
  • определить все общественные места совершения правонарушений;
  • провести анализ совершенных правонарушений с сопоставлением определенных мест с низким уровнем освещения или его отсутствием;
  • организовать установку качественного освещения в темных местах города;
  • увеличить видимость полиции в городе с помощью усиления патрулирования на улицах, для создания ощущение безопасности и сдерживания потенциальных правонарушителей.

Запрет употребления алкоголя правонарушителям. В связи с тем, что в некоторых случаях бытовых правонарушений, а также дорожно-транспортных происшествий, причинами является алкогольное опьянение нарушителей, рекомендуется внедрить запрет их употребления для лиц совершивших правонарушения в алкогольном состоянии. Для реализации этого необходимо предпринять следующие шаги:

  • провести анализ правонарушений связанных с употреблением алкогольных напитков с целью оценки их масштабов;
  • разработать необходимые законодательные нормы запрещающие в судебном порядке правонарушителям употреблять алкогольные напитки;
  • провести публичные обсуждения предлагаемых норм для получения обратной связи от сообщества;
  • в случае одобрения инициировать утверждение предлагаемых норм.

Борьба с мошенничеством. Из всех правонарушений наиболее частыми являются преступления, связанные с мошенническими действиями. Причем жертвами мошенников могут стать абсолютно разные люди в независимости от возраста и статуса. В связи с этим, для предупреждения населения и повышения их осведомленности, рекомендуется:

  • выработать определенные правила как нужно себя вести в случае действий похожих на мошеннические со стороны незнакомых лиц;
  • проводить информационную кампанию для широких слоев населения на нескольким языках, обучающую правилам поведения в результате столкновения с мошенниками;
  • постоянно изучать новые способы мошеннических уловок и своевременно обновлять правила поведения в случае столкновения с мошенниками.

Профилактика Правонарушений несовершеннолетних. Правонарушения могут совершаться людьми разной возрастной категории, и если взрослые люди могут представлять последствия совершенных ими правонарушений, то подростки не всегда адекватно оценивают себя и свои поступки. Также правонарушения совершаемые несовершеннолетними могут быть очень жестокими и агрессивными. Для предупреждения правонарушений совершаемых несовершеннолетними рекомендуется:

  • определить возрастную категорию детей наиболее подверженных к совершению правонарушений;
  • разработать учебные курсы для данной возрастной категории включающие в себя темы: закон и преступность, безопасность жилища, магазинные кражи, вандализм и личная безопасность, последствия;
  • организовать проведение курсов в школах специально подготовленными сотрудниками полиции.


 

123/175

Место Алматы в последнем рейтинге (2023)

19.08.2024
Размер файла: 1 МБ
Внедрение налога на пустующие объекты недвижимости (Council Tax on Empty Properties)
19.08.2024
Размер файла: 1 МБ
Внедрение нового билетного тарифа для общественного транспорта
19.08.2024
Размер файла: 1 МБ
Инициативы для помощи семьям с низким доходом
19.08.2024
Размер файла: 1 МБ
Внедрение QR-кодов для доступа в здания для людей с особыми потребностями
19.08.2024
Размер файла: 19 КБ
 Разработка  Strategic Innovation Promotion Program (SIP) в г. Алматы
21.08.2024
Размер файла: 1 МБ
Разработка  памятки по действиям во время ЧС для людей с инвалидностью
21.08.2024
Размер файла: 294 КБ
Установка шумовых радаров в г. Алматы
21.08.2024
Размер файла: 322 КБ
Развитие экономик полицентров
21.08.2024
Размер файла: 245 КБ
Пилотный проект по внедрению разметок в метрополитен г. Алматы
19.08.2024
Размер файла: 1 МБ
Размещение на официальных городских сайтах информации о востребованных специальностях
21.08.2024
Размер файла: 17 КБ
Автомотизация  оплаты за проезд на экологическом посту при въезде в БАО